Мультииндикаторное кластерное исследование в Кыргызской Республике за 2014 год.

X. Грамотность и образование

Грамотность среди молодых женщин

Образование является ключевым ресурсом развития человеческого потенциала, экономики, повышения благосостояния населения и важнейшим фактором в сокращении масштабов нищеты. В связи с чем, показатели уровня образования зачастую рассматриваются как мера социального прогресса и экономического достижения страны. Поскольку в МИКО 5 использовался только вопросник для женщин, полученные результаты основаны только на данных о женщинах в возрасте 15-24 лет. Грамотность оценивалась по способности женщин прочитать простое короткое предложение или на основе самого высшего завершенного уровня образования.

Процент грамотности женщин в возрасте 15-24 лет показан в таблице ED.1. Данные таблицы показывают, что 99,3 процента женского населения в Кыргызской Республике являются грамотными, при этом статус грамотности незначительно варьирует в зависимости от местности с наименьшим его уровнем в Ошской области – 97,3 процента. Также в домохозяйствах, где родным языком главы домохозяйства являются другие языки, уровень образования женщин заметно ниже - 88,7 процента.

Таблица ED.1: Грамотность

Процентная доля грамотных женщин в возрасте 15-24 года, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля грамотных1

Процентная доля женщин, уровень грамотности которых  неизвестен

Число женщин в возрасте 15-24 года

       

Всего

99,3

0,0

2383

       

Область

     

Баткенская

100,0

0,0

179

Джалал-Абадская

99,5

0,2

503

Исcык-Кульская

100,0

0,0

136

Нарынская

100,0

0,0

83

Ошская

97,3

0,0

510

Таласская

100,0

0,0

102

Чуйская

100,0

0,0

379

город Бишкек

100,0

0,0

362

город Ош

100,0

0,0

129

Местность

     

Городская

99,8

0,1

810

Сельская

99,1

0,0

1573

Образование

     

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

22

Основное общее

100,0

0,0

569

Полное общее

100,0

0,0

880

Профессиональное начальное/среднее

100,0

0,0

366

Высшее

100,0

0,0

545

Возраст

     

15-19

99,8

0,1

1169

20-24

98,9

0,0

1214

Квинтиль по индексу благосостояния

   

Беднейший

97,6

0,0

392

Второй

99,2

0,0

472

Средний

99,7

0,0

490

Четвертый  

99,9

0,0

527

Богатейший

99,8

0,2

503

Родной язык  главы домохозяйства

   

Кыргызский

99,9

0,1

1698

Русский

100,0

0,0

161

Узбекский

99,5

0,0

405

Другое

88,7

0,0

117

1 Показатель МИКО 7.1; показатель ЦРТ 2.3 - Уровень грамотности среди молодых женщин

 

Готовность к школе

Посещение обучающих программ дошкольного образования является важнейшим фактором подготовки детей к школе. Таблица ED.2 показывает долю детей, посещающих первый класс начальной школы, которые в прошедшем году[1] посещали обучающие программы дошкольных организаций.

В целом 43,1 процента детей, посещающих первый класс начальной школы, посещали обучающие программы дошкольных организаций в прошедшем году. В городских поселениях программу дошкольного учреждения в прошедшем году посещали 52,2 процента детей, в то время как в сельской местности - 40 процентов.

Таблица ED.2: Готовность к школе

Процентная доля детей, посещающих первый класс начальной школы, которые в предыдущем году посещали дошкольную образовательную организацию, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей,
посещающих первый класс, которые
в предыдущем году
посещали дошкольную образовательную организацию1

Число детей, посещающих первый класс начальной школы

     

Всего

43,1

662

     

Пол

   

Мужской

43,3

337

Женский

43,0

325

Область

   

Баткенская

69,0

68

Джалал-Абадская

38,7

134

Исык-Кульская

31,5

42

Нарынская

39,2

42

Ошская

39,4

147

Таласская

30,0

53

Чуйская

37,6

107

город Бишкек

(68,0)

46

город Ош

(50,7)

24

Местность

   

Городская

52,2

170

Сельская

40,0

492

Образование матери

 

Нет образования/Начальное

(*)

7

Основное общее

31,1

56

Полное общее

40,4

351

Профессиональное начальное/среднее

40,1

104

Высшее

56,1

144

Квинтиль по индексу благосостояния

 

Беднейший

42,2

157

Второй

33,0

150

Средний

41,1

150

Четвертый

45,7

109

Богатейший

60,3

98

Родной язык  главы домохозяйства

 

Кыргызский

43,2

503

Русский

(*)

29

Узбекский

37,5

104

Другое

(*)

26

1 Показатель МИКО 7.2 - Готовность к школе

По данному показателю наблюдаются существенные региональные различия. Наиболее низкие показатели посещения обучающих программ дошкольной организации сложились в Таласской (30,0 процента) и Иссык-Кульской (31,5 процента) областях; наиболее высокие - в Баткенской области (69,0 процента) и г.Бишкек (68,0 процента). Готовность к школе имеет явную положительную корреляцию с социально-экономическим положением: среди более бедных домохозяйств данный показатель не превышает 42,2 процента, при этом среди детей, проживающих в богатейшем квинтиле домохозяйств, этот показатель повышается до 60,3 процента.

Посещение обучающих программ дошкольной организации также коррелирует с уровнем образования матери: дети матерей, имеющих высшее образование (56,1 процента), почти вдвое чаще посещают такие программы в сравнении с матерями, имеющими основное общее образование (31,1 процента). 

Посещение начальной и средней школы

Обеспечение всеобщего доступа к базовому образованию и завершения начального образования детьми во всем мире - одна из самых важных целей, изложенных в документах «Цели развития тысячелетия». Образование - важнейшее условие для борьбы с бедностью, расширения прав и возможностей женщин, защиты детей от опасного и изнурительного труда, продвижения прав человека и демократии, защиты окружающей среды и оказания влияния на рост рождаемости.       

В Кыргызстане, в соответствии с Законом «Об образовании» [2], школьное образование включает три ступени. Первая ступень, начальное общее образование, состоит из 1-4 классов. Вторая ступень, основное общее образование, состоит из 5-9 классов. Вместе, первые две ступени составляют то, что называется основным средним образованием в соответствии с законом.Третья ступень, полное общее образование, состоит из 10-11 классов. Два уровня, основное общее и полное общее образование, вместе составляют полное среднее образование. Три ступени вместе (начальное, основное и полное общее) составляют то, что называется средним общим образованием в соответствии с законом. В этом отчете, термины  основная общая и полная общая школа используются при обращении к уровням образования (табл ED.5, ED.5A, ED.5B, ED.8 и ED.9), а термины  основное общее  и полное общее используется в качестве основных характеристик уровня образования членов домохозяйств.Получение основного общего образования является обязательным для всех граждан Кыргызской Республики, а в государственных и муниципальных учебных заведениях - бесплатным. Возраст поступления в школу составляет 6-7 лет. Учебный год, как правило, длится с сентября настоящего года по июнь следующего года.

Из общего числа детей, достигших 7-летнего возраста, 94,9 процента поступили в первый класс начальной школы (таблица ED.3). По своевременности поступления в начальную школу различий по полу, городским поселениям и сельской местности, образованию матерей, а также в зависимости от уровня благосостояния домохозяйств, значительных различий не наблюдается. В то же время, отмечается различие по регионам. Так, наиболее низкие показатели по поступлению детей в начальную школу в Баткенской области (90,7 процента) и городе Бишкек (91,8 процента), наиболее высокие - в Нарынской области (97,3 процента).

Таблица ED.3:  Поступление в начальную школу

Процентная доля детей возраста поступления в начальную школу, поступающих  в первый класс (чистый коэффициент набора), Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей возраста поступления
в начальную школу, которые в настоящее время посещают первый класс1

Число детей возраста поступления в начальную школу

     

Всего

94,9

636

     

Пол

   

Мужской

96,0

319

Женский

93,7

318

Область

   

Баткенская

90,7

58

Джалал-Абадская

96,6

139

Исык-Кульская

92,8

36

Нарынская

97,3

37

Ошская

96,4

137

Таласская

94,3

38

Чуйская

95,5

103

город Бишкек

(91,8)

70

город Ош

(92,8)

18

Местность

   

Городская

93,0

186

Сельская

95,7

451

Образование матери

   

Нет образования/Начальное

(*)

9

Основное общее

(100,0)

51

Полное общее

94,6

312

Профессиональное начальное/среднее

90,8

127

Высшее

97,1

136

Квинтиль по индексу благосостояния

 

Беднейший

94,6

151

Второй

96,9

129

Средний

90,6

134

Четвертый

96,6

119

Богатейший

96,4

103

Родной язык  главы домохозяйства

 

Кыргызский

95,1

486

Русский

(*)

30

Узбекский

94,7

97

Другое

(*)

23

1 Показатель МИКО 7.3 - Чистый коэффициент набора в начальную школу

В таблице ED.4 показана процентная доля детей возраста начальной школы 7-10 лет, которые в настоящее время посещают начальную школу и тех, кто не учится в школе. Большинство детей возраста начальной школы (7-10 лет) в настоящее время посещают школу (99,3 процента). Поэтому чистый коэффициент посещаемости начальной школы [3]практически не различается в зависимости от пола, городских поселений и сельской местности, региона проживания, уровня образования матери и благосостояния домохозяйства. Однако, менее одного процента ( 0,7 процента) детей все-таки находятся вне школы, хотя и преимущественно ввиду относительно высокой непосещаемости (более 1,4 процента) среди детей 7 лет.   


Таблица ED.4: Посещаемость начальной школы и дети, не посещающие школу

Процентная доля детей начального школьного возраста, которые в настоящее время посещают начальную или среднюю школу (скорректированный чистый коэффициент посещаемости), процентная доля посещающих дошкольную организацию и процентная доля детей, не посещающих школу, Кыргызская Республика, 2014

 

Мужской

Женский

Всего

Чистый коэффици-ент посещае-мости (скорректированный)

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Чистый коэффици-ент посещае-мости (скорректированный)

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Чистый коэффи-циент посеща-емости (скорректирован-ный)1

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Не посещают школу или дошкольную организацию

Посеща- ют дошколь-ную организа-цию

Вне школыa

Не посещают школу или дошколь-ную организа-цию

Посеща-

ют дошколь-ную организа-цию е

Вне школыa

Не посеща-ют школу или дошкольную организацию

Посе-щают дошкольную организацию

Вне школыa

                               

Всего

99,4

0,3

0,4

0,6

1159

99,2

0,7

0,1

0,8

1152

99,3

0,5

0,2

0,7

2311

                               

Область

                             

Баткенская

98,4

0,8

0,8

1,6

97

99,3

0,7

0,0

0,7

94

98,9

0,8

0,4

1,1

191

Джалал-

Абадская

100,0

0,0

0,0

0,0

253

100,0

0,0

0,0

0,0

240

100,0

0,0

0,0

0,0

494

Исык-  

Кульская

100,0

0,0

0,0

0,0

91

98,9

0,0

1,1

1,1

93

99,4

0,0

0,6

0,6

184

Нарынская

98,6

1,4

0,0

1,4

70

100,0

0,0

0,0

0,0

63

99,3

0,7

0,0

0,7

133

Ошская

100,0

0,0

0,0

0,0

246

98,5

1,5

0,0

1,5

240

99,2

0,8

0,0

0,8

486

Таласская

99,0

1,0

0,0

1,0

64

99,2

0,8

0,0

0,8

69

99,1

0,9

0,0

0,9

133

Чуйская

100,0

0,0

0,0

0,0

152

100,0

0,0

0,0

0,0

220

100,0

0,0

0,0

0,0

372

город

Бишкек

97,4

0,0

2,6

2,6

140

97,8

2,2

0,0

2,2

96

97,6

0,9

1,5

2,4

236

город Ош

98,7

1,3

0,0

1,3

45

98,4

1,6

0,0

1,6

37

98,5

1,5

0,0

1,5

81

Местность

                             

Городская

98,6

0,4

1,0

1,4

346

98,9

0,9

0,2

1,1

314

98,7

0,6

0,6

1,3

660

Сельская

99,7

0,2

0,1

0,3

813

99,4

0,6

0,1

0,6

838

99,5

0,4

0,1

0,5

1651

Возраст на начало  учебного года

                         

7

98,4

0,2

1,4

1,6

319

98,8

0,9

0,3

1,2

318

98,6

0,5

0,8

1,4

636

8

99,8

0,2

0,0

0,2

302

98,5

1,5

0,0

1,5

281

99,2

0,8

0,0

0,8

583

9

99,5

0,5

0,0

0,5

276

99,8

0,2

0,0

0,2

292

99,6

0,4

0,0

0,4

567

10

99,8

0,2

0,0

0,2

263

100,0

0,0

0,0

0,0

261

99,9

0,1

0,0

0,1

525

Образование матери

                           

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

14

(*)

(*)

(*)

(*)

13

(*)

(*)

(*)

(*)

27

Основное общее

99,4

0,6

0,0

0,6

105

100,0

0,0

0,0

0,0

122

99,7

0,3

0,0

0,3

227

Полное общее

99,6

0,3

0,1

0,4

544

99,2

0,7

0,1

0,8

582

99,4

0,5

0,1

0,6

1126

Профессиональное начальное/среднее

98,9

0,3

0,8

1,1

252

99,8

0,0

0,2

0,2

232

99,3

0,2

0,5

0,7

484

Высшее

99,3

0,0

0,7

0,7

242

100,0

0,0

0,0

0,0

202

99,6

0,0

0,4

0,4

444

Квинтиль по индексу благосостояния

                         

Беднейший

99,3

0,5

0,3

0,7

282

98,3

1,6

0,2

1,7

279

98,8

1,0

0,2

1,2

561

Второй

100,0

0,0

0,0

0,0

238

100,0

0,0

0,0

0,0

227

100,0

0,0

0,0

0,0

465

Средний

98,8

0,3

0,8

1,2

233

98,9

1,1

0,0

1,1

246

98,9

0,7

0,4

1,1

479

Четвертый

99,5

0,5

0,0

0,5

199

99,5

0,3

0,3

0,5

226

99,5

0,4

0,1

0,5

424

Богатейший

99,2

0,0

0,8

0,8

208

100,0

0,0

0,0

0,0

174

99,6

0,0

0,4

0,4

382

Родной язык  главы домохозяйства

                         

Кыргызский

99,6

0,1

0,3

0,4

903

99,5

0,4

0,1

0,5

883

99,5

0,3

0,2

0,5

1785

Русский

(96,7)

(0,5)

(2,8)

(3,3)

59

(100,0)

(0,0)

(0,0)

(0,0)

62

98,4

0,3

1,3

1,6

121

Узбекский

99,1

0,9

0,0

0,9

154

99,6

0,4

0,0

0,4

168

99,4

0,6

0,0

0,6

322

Другое

(100,0)

(0,0)

(0,0)

(0,0)

44

(90,6)

(9,4)

(0,0)

(9,4)

39

95,6

4,4

0,0

4,4

83

1 Показатель МИКО 7.4; показатель ЦРТ 2.1 - Чистый коэффициент посещаемости начальной школы (скорректированный)

aПроцентная доля детей возраста начальной школы вне школы - это те, кто не посещает школу, и те, кто посещает дошкольные учреждения

                                 


Чистый коэффициент посещаемости средней школы представлен в таблице ED.5[4]. Посещаемость средней школы детей в возрасте 11-17 лет довольно велика и составляет 92,6 процента. Для детей в возрасте 11 лет этот показатель составляет 93,6 процента, поскольку более 5 процентов детей находятся в начальной школе. В возрасте 15-17 лет показатель посещаемости заметно снижается и достигает своего минимального значения (73,3 процента) в возрастной подгруппе 17 лет. Не отмечается явной зависимости от образования матери или уровня благосостояния домохозяйства, хотя посещаемость несколько выше в городской поселениях (93,4 процента), чем в сельской местности (92,3 процента).

Так как показатели посещаемости основной и полной общей школы могут представлять отдельный интерес, соответствующие таблицы, аналогичные таблице ED.5 (а именно, таблицы ED.5А и ED.5В) были расчитаны для этих категорий образования и размещены в Приложении G: Дополнительные таблицы.


Таблица ED.5: Посещаемость средней школы и дети, не посещающие школу

Процентная доля детей среднего школьного возраста, которые в настоящее время посещают среднее или высшее учебное заведение (скорректированный чистый коэффициент посещаемости), процентная доля детей, посещающих начальную школу, и процентная доля детей, не посещающих школу, Кыргызская Республика, 2014

 

Мужской пол

Женский пол

Всего

Чистый коэффициент посещаемости (скорректированный)

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Чистый коэффициент посещаемости (скорректированный)

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Чистый коэффициент посещаемости (скорректированный)1

Процентная доля детей, которые:

Число детей

Посещают начальную школу

Вне школыa

Посещают начальную школу

Вне школыa

Посещают начальную школу

Вне школыa

                         

Всего

91,3

0,8

7,9

1837

93,9

0,7

5,3

1731

92,6

0,7

6,6

3568

                         

Область

                       

Баткенская

93,0

0,4

6,6

176

97,7

0,0

2,3

146

95,1

0,2

4,6

322

Джалал-Абадская

90,8

1,7

7,5

414

90,6

0,7

8,7

395

90,7

1,2

8,1

808

Исык-Кульская

95,8

0,0

3,7

139

94,9

2,3

2,3

148

95,3

1,2

3,0

287

Нарынская

96,1

1,2

2,7

116

98,7

0,5

0,9

98

97,3

0,9

1,9

214

Ошская

86,5

0,5

13,1

387

94,1

1,1

4,8

334

90,0

0,8

9,3

720

Таласская

97,6

0,7

1,7

65

94,2

2,0

3,8

81

95,7

1,4

2,8

146

Чуйская

89,0

0,4

10,6

293

94,2

0,0

5,8

255

91,4

0,2

8,3

548

город Бишкек

97,6

0,5

1,9

177

95,5

0,4

4,1

200

96,5

0,4

3,1

377

город Ош

88,9

0,8

10,4

71

89,7

0,0

9,7

75

89,3

0,4

10,0

146

Местность

                       

Городская

94,2

0,5

5,3

496

92,6

0,6

6,8

504

93,4

0,5

6,0

1000

Сельская

90,3

0,9

8,8

1341

94,5

0,8

4,7

1226

92,3

0,8

6,8

2568

Возраст на начало  учебного года

                     

11

93,0

5,5

1,5

242

94,1

5,0

0,9

243

93,6

5,2

1,2

485

12

99,7

0,3

0,0

266

98,2

0,2

1,6

273

98,9

0,2

0,8

539

13

99,6

0,0

0,4

292

98,4

0,0

1,4

267

99,0

0,0

0,9

558

14

98,6

0,0

1,4

268

98,8

0,0

1,2

245

98,7

0,0

1,3

513

15

93,1

0,0

6,9

255

97,1

0,0

2,9

248

95,1

0,0

4,9

503

16

82,3

0,0

17,7

278

92,9

0,0

6,7

221

87,0

0,0

12,8

499

17

70,6

0,0

29,1

236

76,1

0,0

23,9

234

73,3

0,0

26,6

470

Образование матери

                       

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

27

(*)

(*)

(*)

9

(58,6)

(0,0)

(41,4)

36

Основное общее

80,2

4,7

15,1

131

92,5

0,5

7,0

433

89,6

1,5

8,9

565

Полное общее

94,5

0,9

4,6

794

98,0

0,9

1,0

721

96,2

0,9

2,9

1515

Профессиональное начальное/среднее

95,3

0,2

4,5

361

98,3

0,6

1,0

245

96,5

0,4

3,1

606

Высшее

98,9

0,0

1,1

270

97,9

1,5

0,4

157

98,5

0,6

0,8

427

Невозможно определитьb

77,0

0,0

22,7

255

71,8

0,0

28,2

163

75,0

0,0

24,9

419

Квинтиль по индексу благосостояния

                     

Беднейший

90,2

1,8

8,0

445

94,1

0,9

5,1

377

91,9

1,4

6,7

822

Второй

90,8

0,9

8,2

389

93,1

1,3

5,4

348

91,9

1,1

6,9

736

Средний

89,4

0,6

10,1

356

94,8

0,0

5,2

345

92,0

0,3

7,7

701

Четвертый  

89,7

0,2

10,1

339

91,5

1,0

7,5

365

90,6

0,6

8,7

704

Богатейший

97,9

0,0

2,1

309

96,8

0,5

2,7

296

97,3

0,3

2,4

604

Родной язык  главы домохозяйства

                     

Кыргызский

94,9

0,8

4,3

1354

95,8

0,7

3,4

1278

95,3

0,8

3,9

2632

Русский

91,5

0,0

8,5

96

99,7

0,3

0,0

102

95,7

0,2

4,1

198

Узбекский

81,5

0,3

18,2

303

86,7

0,8

12,5

273

84,0

0,5

15,5

576

Другое

70,0

2,2

27,8

84

80,6

2,3

17,1

76

75,0

2,3

22,7

160

1 Показатель МИКО 7.5 - Чистый коэффициент посещаемости средней школы (скорректированный)

aПроцентная доля детей среднего школьного возраста вне школы - это те, кто не посещает начальную среднюю школу или организации высшего образования

bДети в возрасти 15 лет и старше на момент интервью, матери которых не жили в домохозяйстве


Процентная доля детей, поступивших в первый класс начальной школы, которые доучились до последнего класса начальной школы, представлена в таблице ED.6. Из всех детей, поступивших в первый класс, большинство (99,7 процента) в итоге доучились до конца четвертого класса. По данному показателю различий по основным характеристикам не отмечено.

                                                                                                                                                         

В МИКО включены только вопросы о посещаемости школ в текущем и предыдущем году. Таким образом, показатель рассчитывается синтетическим путем вычисления интегральной вероятности посещения от первого до последнего класса начальной школы, в отличие от расчета индикатора для реальной группы, которые должны следовать с момента, когда группа детей пошла в начальную школу, до времени, когда они достигли последнего класса начальной школы. Дети, повторяющие программу, исключены из расчета индикатора, потому что неизвестно, закончат ли они последний класс. Например, вероятность того, что ребенок перейдет из первого класса во второй класс вычисляется путем деления числа детей, которые перешли из первого класса во второй класс (в течение двух последовательных школьных лет, охваченных исследованием) на количество детей, которые перешли из первого во второй класс, и плюс количество детей, которые учились в первом классе предыдущий учебный год, но бросили его. И числитель, и знаменатель исключает детей, которые повторяют программу в течение рассматриваемых двух школьных лет.

Таблица ED.6: Дети, доучившиеся до последнего класса начальной школы 

Процентная доля детей, проступивших в первый класс начальной школы, которые доучились до последнего класса начальной школы (коэффициент доучившихся до последнего класса начальной школы), Кыргызская Республика, 2014

 

                             Процентная доля учащихся 2-го класса, которые в предыдущем  учебном году учились в 1-м классе

                             Процентная доля учащихся 3-го класса, которые в предыдущем  учебном году учились в 2-м классе

                             Процентная доля учащихся 4-го класса, которые в предыдущем  учебном году учились в 3-м классе

Процентная доля детей, доучившихся до 4-го класса из тех, которые поступили в 1-й класс1

         

Всего

100,0

100,0

99,7

99,7

         

Пол

       

Мужской

100,0

100,0

99,3

99,3

Женский

100,0

100,0

100,0

100,0

Область

       

Баткенская

(100,0)

(100,0)

(100,0)

(100,0)

Джалал-Абадская

100,0

100,0

100,0

100,0

Иссык-Кульская

(100,0)

(100,0)

(100,0)

(100,0)

Нарынская

(100,0)

(100,0)

(100,0)

(100,0)

Ошская

100,0

100,0

98,5

98,5

Таласская

(100,0)

(100,0)

(*)

(*)

Чуйская

100,0

100,0

100,0

100,0

город Бишкек

100,0

100,0

100,0

100,0

город Ош

(*)

(*)

(*)

(*)

Местность

       

Городская

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельская

100,0

100,0

99,5

99,5

Образование матери

       

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

Основное общее

100,0

100,0

100,0

100,0

Полное общее

100,0

100,0

100,0

100,0

Профессиональное начальное/среднее

100,0

100,0

100,0

100,0

Высшее

100,0

100,0

100,0

100,0

Не может быть определено

-

-

(*)

-

Квинтиль по индексу благосостояния

     

Беднейший

100,0

100,0

98,9

98,9

Второй

100,0

100,0

100,0

100,0

Средний

100,0

100,0

100,0

100,0

Четвертый

100,0

100,0

100,0

100,0

Богатейший

100,0

100,0

100,0

100,0

Родной язык  главы домохозяйства

     

Кыргызский

100,0

100,0

100,0

100,0

Русский

(100,0)

(100,0)

(*)

(*)

Узбекский

100,0

100,0

100,0

100,0

Другое

(*)

(*)

(*)

(*)

1 Показатель MICS 7.6; показатель ЦРТ 2.2 - Дети, дошедшие до последнего класса начальной школы

Коэффициент окончания начальной школы и переход на ступень среднего образования представлены в таблице ED.7. Коэффициент окончания начальной школы – это отношение общего числа учащихся (независимо от возраста), впервые перешедших в последний класс начальной школы, к числу детей возраста окончания начальной школы по состоянию на начало текущего (последнего по времени) учебного года.

Таблица ED.7 показывает, что процент окончания начальной школы составляет 103,7 процента, коэффициент перехода на ступень среднего образования - 98,3 процента. Таблица также представляет «эффективный» коэффициент перехода, который учитывает наличие репитеров (повторов) в выпускном классе начальной школы. Этот показатель лучше отражает ситуации, в которых учащиеся повторяют последний класс начальной школы, но в конечном итоге переходят в среднюю школу. Простой коэффициент перехода, как правило, недооценивает развитие учащихся в средней школе, так как предполагается, что дети, повторяющие программу, никогда не доходят до уровня средней школы. Таблица показывает, что 100,0 процента детей в последнем классе начальной школы, как ожидается, перейдут в среднюю школу. Данный коэффициент повсеместно составил 100 процентов. При этом, никаких значимых различий по полу школьников, их месту проживания, уровню образования матери, родного языка главы домохозяйства и уровню благосостояния не наблюдается.


Таблица ED.7: Окончание начальной школы и переход на ступень среднего образования

Коэффициенты окончания начальной школы и коэффициенты перехода и эффективного перехода на ступень среднего образования, Кыргызская Республика, 2014

 

Коэффициент окончания начальной школы1

Число детей возраста окончания начальной школы

Коэффициент перехода на ступень среднего
образования2

Число детей, которые были в последнем классе начальной школы в прошлом году

Коэффициент эффективного перехода на ступень среднего
образования

Число детей, которые были в последнем классе начальной школы в прошлом году и не остались на второй год в текущем учебном году

             

Всего

103,7

525

98,3

489

100,0

481

             

Пол

           

Мужской

100,9

263

98,8

244

100,0

241

Женский

106,4

261

97,8

245

100,0

240

Область

           

Баткенская

120,2

40

100,0

52

100,0

52

Джалал-Абадская

98,0

120

98,7

99

100,0

98

Иссык-Кульская

92,9

52

94,4

45

100,0

43

Нарынская

97,1

34

100,0

26

100,0

26

Ошская

119,9

100

98,6

107

100,0

105

Таласская

117,2

23

91,3

25

100,0

23

Чуйская

(107,9)

81

(100,0)

57

(100,0)

57

город Бишкек

(91,6)

52

(100,0)

53

(100,0)

53

город Ош

(65,6)

23

97,0

25

(100,0)

24

Местность

           

Городская

95,9

150

99,5

137

100,0

137

Сельская

106,8

374

97,9

352

100,0

344

Образование матери

           

Нет образования/Начальное

(*)

3

(*)

4

(*)

4

Основное общее

(101,1)

50

(96,7)

46

(100,0)

44

Полное общее

116,8

246

98,7

245

100,0

241

Профессиональное начальное/среднее

87,8

123

99,5

99

100,0

98

Высшее

92,9

99

96,6

93

100,0

90

Не может быть определено

(*)

2

(*)

2

(*)

2

Квинтиль по индексу благосостояния

         

Беднейший

111,9

143

98,2

123

100,0

121

Второй

111,3

96

96,4

98

100,0

94

Средний

98,9

105

98,0

94

100,0

92

Четвертый

92,5

98

100,0

83

100,0

83

Богатейший

99,9

83

99,3

90

100,0

90

Родной язык  главы домохозяйства

         

Кыргызский

103,6

410

98,0

380

100,0

373

Русский

(*)

27

(*)

17

(*)

17

Узбекский

102,9

73

100,0

77

100,0

77

Другое

(*)

15

(*)

15

(*)

13

1 Показатель MICS 7.7 -  Коэффициент окончания начальной школы

2 Показатель MICS 7.8 - Коэффициент перехода на ступень среднего образования


Соотношение учащихся женского и мужского пола в системах начального и среднего образования представлено в таблице ED.8. Это соотношение больше известно как индекс равноправия полов (ИРП). Следует отметить, что представленные в таблице коэффициенты получены на основе чистых, а не общих коэффициентов посещаемости. Это обусловлено тем, что общие коэффициенты посещаемости дают неверное представление об ИРП потому, что почти во всех случаях большую часть сверхвозрастных учащихся начальной школы обычно составляют мальчики. Из таблицы видно, что индекс равноправия полов в системе начального образования почти везде равен 1,00, что указывает на отсутствие различий в посещаемости начальной школы между мальчиками и девочками. Значение ИРП для среднего образования увеличивается до 1,03. 

 


Таблица ED.8: Равноправие полов в образовании

Отношение скорректированных чистых коэффициентов посещаемости учащихся женского и мужского пола в системах начального и среднего образования, Кыргызская Республика, 2014

 

Начальная школа

Основная общая школа

Полная общая школа

Средняя школа

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
начальной
школы среди  девочек

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
начальной
школы среди  мальчиков

Индекс
равноправия
полов (ИРПI) для ЧКП начальной
школы1

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
основной общей школы
среди  девочек

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
основной общей школы среди  мальчиков

Индекс
равноправия
полов (ИРПI) для ЧКП
основной общей школы3

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
полной общей школы среди  девочек

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
полной общей школы среди  мальчиков

Индекс
равноправия
полов (ИРПI) для ЧКП полной общей школы4

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
средней
школы среди  девочек

Скорректиро-ванный чистый
коэффициент
посещаемости
(ЧКП)
средней
школы среди  мальчиков

Индекс
равноправия
полов (ИРПI) для ЧКП средней
школы2

                         

Всего

99,2

99,4

1,00

97,4

97,0

1,00

81,2

74,1

1,10

93,9

91,3

1,03

                         

Область

                       

Баткенская

99,3

98,4

1,01

100,0

98,2

1,02

90,5

80,5

1,12

97,7

93,0

1,05

Джалал-Абадская

100,0

100,0

1,00

97,3

96,1

1,01

65,0

73,9

0,88

90,6

90,8

1,00

Иссык-Кульская

98,9

100,0

0,99

96,9

100,0

0,97

(85,3)

(81,1)

(1,1)

94,9

95,8

0,99

Нарынская

100,0

98,6

1,01

99,4

98,0

1,01

96,1

88,7

1,08

98,7

96,1

1,03

Ошская

98,5

100,0

0,98

96,3

95,1

1,01

83,8

64,0

1,31

94,1

86,5

1,09

Таласская

99,2

99,0

1,00

96,6

99,1

0,97

(82,0)

(87,5)

(0,9)

94,2

97,6

0,97

Чуйская

100,0

100,0

1,00

97,4

96,5

1,01

(83,0)

(63,1)

(1,3)

94,2

89,0

1,06

город Бишкек

97,8

97,4

1,00

97,7

99,3

0,98

(89,8)

(93,4)

(1,0)

95,5

97,6

0,98

город Ош

98,4

98,7

1,00

95,3

94,5

1,01

(75,4)

(73,1)

(1,0)

89,7

88,9

1,01

Местность

                       

Городская

98,9

98,6

1,00

96,3

98,4

0,98

81,4

81,0

1,00

92,6

94,2

0,98

Сельская

99,4

99,7

1,00

97,8

96,4

1,01

81,1

71,3

1,14

94,5

90,3

1,05

Образование матери

                       

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

Основное общее

100,0

99,4

1,01

96,4

87,3

1,10

(0,0)

(*)

(*)

92,5

80,2

1,15

Полное общее

99,2

99,6

1,00

98,4

98,3

1,00

97,0

75,1

1,29

98,0

94,5

1,04

Профессиональное начальное/среднее

99,8

98,9

1,01

98,2

99,1

0,99

(98,7)

76,4

1,29

98,3

95,3

1,03

Высшее

100,0

99,3

1,01

97,7

98,8

0,99

(*)

(99,1)

(*)

97,9

98,9

0,99

Невозможно определить a

нп

нп

нп

(*)

93,1

(*)

71,4

70,9

1,0

71,8

77,0

0,93

Квинтиль по индексу благосостояния

                   

Беднейший

98,3

99,3

0,99

96,6

95,0

1,02

81,0

73,8

1,10

94,1

90,2

1,04

Второй

100,0

100,0

1,00

96,7

97,9

0,99

77,2

68,8

1,12

93,1

90,8

1,03

Средний

98,9

98,8

1,00

98,8

96,5

1,02

80,0

70,2

1,14

94,8

89,4

1,06

Четвертый  

99,5

99,5

1,00

96,7

96,6

1,00

76,7

69,5

1,10

91,5

89,7

1,02

Богатейший

100,0

99,2

1,01

98,4

99,8

0,99

90,6

89,7

1,01

96,8

97,9

0,99

Родной язык  главы домохозяйства

                     

Кыргызский

99,5

99,6

1,00

98,0

98,0

1,00

86,4

83,4

1,04

95,8

94,9

1,01

Русский

(100,0)

(96,7)

(1,03)

(99,5)

(97,0)

(1,0)

(*)

(*)

(*)

99,7

91,5

1,09

Узбекский

99,6

99,1

1,01

97,3

96,0

1,01

55,4

52,5

1,06

86,7

81,5

1,06

Другое

(90,6)

(100,0)

(0,91)

(84,5)

(82,3)

(1,0)

(*)

(*)

(*)

80,6

70,0

1,15

1 Показатель МИКО 7.9; показатель ЦРТ 3.1 - Индекс равноправия полов (начальная школа)

2 Показатель МИКО 7.10; показатель ЦРТ 3.1 - Индекс равноправия полов (средняя школа)

3 Специфический индикатор обследования - Индекс равноправия полов (средняя школа 5-9 классы)

4 Специфический индикатор обследования - Индекс равноправия полов (средняя школа 10-11 классы)

а Дети в возрасти 15 лет и старше на момент интервью, матери которых не жили в домохозяйстве

нп – не применимо


Таблица ED.9: Равноправие полов среди тех, кто не посещает школу

Процентная доля девочек среди всего населения, не посещающего школу, в начальной и средней школе, Кыргызская Республика, 2014

 

Начальная школа

Основная общая школа

Полная общая школа

Средняя школа

Процентная доля детей, не посещающих школу

Число детей возраста начальной школы

Процентная доля девочек среди всего населения возраста начальной школы, не посещающего школу

Число детей возраста начальной школы, не посещающих школу

Процентная доля детей, не посещающих школу

Число детей возраста основной общей школы

Процентная доля девочек среди всего населения возраста основной общей школы, не посещающего школу

Число детей возраста основной общей школы, не посещающих школу

Процентная доля детей, не посещающих школу

Число детей возраста полной общей школы

Процентная доля девочек среди всего населения возраста полной общей школы, не посещающего школу

Число детей возраста полной общей школы, не посещающих школу

Процентная доля детей, не посещающих школу

Число детей возраста средней школы

Процентная доля девочек среди всего населения среднего школьного возраста, не посещающего школу

Число детей среднего школьного возраста, не посещающих школу

                                 

Всего

0,7

2311

(*)

16

1,8

2599

(44,0)

47

19,5

969

37,4

189

6,6

3568

38,7

236

                                 

Область

                               

Баткенская

1,1

191

(*)

2

0,6

234

(*)

1

15,4

87

(*)

13

4,6

322

(*)

15

Джалал-Абадская

0,0

494

-

0

1,7

596

(*)

10

26,1

212

(52,3)

55

8,1

808

(52,5)

65

Иссык-Кульская

0,6

184

(*)

1

0,0

215

-

0

11,8

72

(*)

9

3,0

287

(*)

9

Нарынская

0,7

133

(*)

1

0,3

169

-

0

7,8

45

(*)

4

1,9

214

(*)

4

Ошская

0,8

486

(*)

4

3,3

517

(*)

17

24,4

204

(21,3)

50

9,3

720

24,2

67

Таласская

0,9

133

(*)

1

0,5

115

(*)

1

11,2

32

(*)

4

2,8

146

(*)

4

Чуйская

0,0

372

-

0

2,8

397

(*)

11

23,0

151

(*)

35

8,3

548

(*)

46

город Бишкек

2,4

236

(*)

6

0,8

257

(*)

2

7,9

121

(*)

9

3,1

377

(*)

12

город Ош

1,5

81

(*)

1

4,1

101

(*)

4

23,3

45

(*)

10

10,0

146

(49,8)

15

Местность

                               

Городская

1,3

660

(*)

8

1,8

701

(*)

13

15,9

299

50,9

48

6,0

1000

56,4

60

Сельская

0,5

1651

(*)

8

1,8

1898

(*)

34

21,1

670

32,9

141

6,8

2568

32,6

175

Образование матери

                               

Нет образования/Начальное

(*)

27

(*)

4

(33,9)

30

(*)

10

(*)

7

(*)

5

41,4

36

(*)

15

Основное общее

0,3

227

(*)

1

4,0

514

(*)

20

(59,0)

51

(*)

30

8,9

565

(60,5)

50

Полное общее

0,6

1126

(*)

7

0,5

1145

(*)

5

10,4

370

(14,3)

39

2,9

1515

(16,4)

44

Профессиональное начальное/среднее

0,7

484

(*)

3

0,8

487

(*)

4

12,5

119

(*)

15

3,1

606

(*)

19

Высшее

0,4

444

(*)

2

0,9

365

(*)

3

0,8

62

(*)

0

0,8

427

(*)

4

Невозможно определитьa

нп

нп

нп

нп

6,7

57

(*)

4

27,8

361

46,0

100

24,9

419

44,3

104

Квинтиль по индексу благосостояния

                           

Беднейший

1,2

561

(*)

7

2,4

621

(*)

15

19,8

201

(31,3)

40

6,7

822

34,9

55

Второй

0,0

465

-

0

1,2

545

(*)

7

22,9

192

(33,4)

44

6,9

736

(37,1)

51

Средний

1,1

479

(*)

5

2,0

519

(*)

10

24,0

183

(33,9)

44

7,7

701

(33,5)

54

Четвертый  

0,5

424

(*)

2

2,5

501

(*)

13

24,2

203

(45,6)

49

8,7

704

44,2

62

Богатейший

0,4

382

(*)

2

0,5

413

(*)

2

6,4

191

(*)

12

2,4

604

(*)

14

Квинтиль по индексу благосостояния сгруппирован

                         

Беднейший/Второй/Средний

0,8

1505

(*)

12

1,9

1684

(44,0)

32

22,2

575

32,9

128

7,1

2260

35,1

160

Четвертый/Богатейший  

0,5

806

(*)

4

1,6

915

(*)

15

15,6

394

46,9

61

5,8

1308

46,3

76

Родной язык  главы домохозяйства

                             

Кыргызский

0,5

1785

(*)

8

1,0

1956

(*)

19

12,3

677

40,3

83

3,9

2632

43,3

102

Русский

1,6

121

(*)

2

1,4

128

(*)

2

(9,1)

70

(*)

6

4,1

198

(*)

8

Узбекский

0,6

322

(*)

2

2,6

397

(*)

10

44,2

179

39,2

79

15,5

576

38,3

89

Другое

4,4

83

(*)

4

13,6

117

(*)

16

(46,9)

44

(*)

21

22,7

160

(*)

36

а Дети в возрасти 15 лет и старше на момент интервью, матери которых не жили в домохозяйстве

нп – не применимо 


Процент девочек из общего числа детей, не посещающих школу, как начальную, так и среднюю, приведен в таблице ED.9. Таблица показывает, что доля девочек, не посещающих среднюю школу, достигает 38,7 процента. В городских поселениях доля девочек, не посещающих школу, составляет 56,4 процента, в сельской местности - 32,6 процента.

Диаграмма ED.1 объединяет все показатели, связанные с образованием, описанные в данной главе, с разбивкой по полу. Информация о посещаемости в раннем детском образовании, которая была рассмотрена в Главе 9, в Таблице CD.1, также включена.

Диаграмма ED.1: Показатели в области образования с разбивкой по полу,
Кыргызская Республика, 2014

10.1

 

 

 


[1] Расчет индикатора не исключает второгодников, и, следовательно, с учетом обоих детей, посещающих начальную школу в первый раз, а также тех, кто обучался в первом классе начальной школы предыдущий учебный год и снова повторяет программу. Дети, повторно проходящие программу, возможно, посещали дошкольные организации до начала учебного года, где они посещали первый класс начальной школы впервые; эти дети не учитываются в числителе показателя.

[2]Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года N 92. Доступно на сайте: http://edu.gov.kg

[3] Представленные в таблице коэффициенты являются «скорректированными», поскольку в знаменатель включается не только число посещающих начальную школу, но и число перешедших в среднюю школу.

[4]Представленные в таблице коэффициенты являются «скорректированными», поскольку в знаменатель включается не только число посещающих среднюю школу, но и число перешедших на более высокую ступень образования.