Мультииндикаторное кластерное исследование в Кыргызской Республике за 2014 год.

IX.Развитие в раннем детстве

Дошкольное воспитание и образование

Готовность детей к начальной школе может быть улучшена за счет посещаемости программ дошкольного образования или через посещаемость дошкольных образовательных организаций. Программы дошкольного образования включают в себя программы для детей, которые составлены из компонентов обучения, в отличие от занятий с няней, которые обычно не имеют организованной образовательной и обучающей составляющих.

В Кыргызстане в 1990-х годах часть детских дошкольных учреждений была закрыта или перепрофилирована. В 2000-х годах ситуация значительно улучшилась: число дошкольных организаций за этот период увеличилось более, чем в два раза, а охваченных ими детей – в три раза. Тем не менее, в настоящее время охват детей дошкольным образованием остается очень низким.  В связи с этим, в рамках «Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 годы», дошкольное образование определено одним из приоритетных направлений. Для детей, ранее не посещавших детские дошкольные образовательные организации, в детских садах и школах организуются различные проекты по дошкольной подготовке.

По результатам обследования, в Кыргызстане около 23 процентов детей в возрастной группе 36-59 месяцев посещают организованные развивающие программы обучения для детей раннего возраста (таблица CD.1). В стране имеются существенные различия между городскими поселениями и сельской местностью, а также регионами. В городских поселениях этот показатель составляет 40,5 процента по сравнению с 16,0 процента - в сельской местности. По территории наибольшее число детей, посещающих дошкольные учреждения, отмечается в гг. Ош (51,6 процента) и Бишкек (44,8 процента), наименьшее – в Джалал-Абадской (11,4 процента) и Ошской (12,8 процента) областях.

Охват детскими образовательными программами мальчиков и девочек практически одинаков, но имеются существенные различия в зависимости от уровня благосостояния домохозяйств. Так, доля детей из домохозяйств наивысшей квинтильной группы, посещающих такие программы, составляет 50,0 процента, в то время как среди детей, проживающих в очень бедных домохозяйствах, этот показатель снижается до 11,7 процента.  Следует также отметить, что охват детей программой обучения детей раннего возраста в возрастной группе 36-47 месяцев (19,2 процента) ниже, чем в возрастной группе 48-59 месяцев (26,4 процента).

Таблица CD.1: Обучение в раннем возрасте

Процентная доля детей в возрасте 36-59 месяцев, которые посещают ту или иную организованную программу обучения в раннем возрасте, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей в возрасте 36-59 месяцев, которые в настоящее время посещают программу обучения в раннем возрасте1

Число детей в возрасте 36-59 месяцев

     

Всего

22,7

1770

     

Пол

   

Мужской

22,8

900

Женский

22,6

870

Область

   

Баткенская

33,1

170

Джалал-Абадская

11,4

362

Иссык-Кульская

25,4

112

Нарынская

25,6

92

Ошская

12,8

399

Таласская

21,6

144

Чуйская

24,7

273

город Бишкек

44,8

150

город Ош

51,6

67

Местность

   

Городская

40,5

482

Сельская

16,0

1288

Возраст ребенка

   

36-47 месяцев

19,2

925

48-59 месяцев

26,4

845

Образование матери

   

Нет образования/Начальное

(*)

29

Основное общее

10,1

200

Полное общее

14,7

801

Профессиональное начальное/среднее

30,5

313

Высшее

39,3

426

Квинтиль по индексу благосостояния

   

Беднейший

11,7

419

Второй

12,7

406

Средний

17,2

367

Четвертый

33,3

311

Богатейший

50,0

268

Родной язык  главы домохозяйства

   

Кыргызский

23,8

1384

Русский

30,1

68

Узбекский

18,3

231

Другое

10,8

86

1 Показатель МИКО 6.1 - Посещение программ обучения в раннем возрасте

Качество ухода за детьми

Общепризнанным является тот факт, что наиболее интенсивное развитие интеллектуальных способностей человека приходится на первые 3-4 года его жизни, при этом определяющим фактором развития в этот период является воспитание ребенка в семье[1]. В этом аспекте участие взрослых в занятиях с детьми, наличие в доме книг для детей и условия ухода – важные показатели качества ухода за ребенком в семье. Как указано в программе «Мир пригодный для жизни детей», дети должны быть физически здоровыми, умственно активными, эмоционально устойчивыми, социально компетентными и готовыми к обучению[2].  

В ходе обследования собиралась информация о различных видах деятельности по содействию обучению в раннем возрасте. Эта информация включала данные об участии взрослых в следующих видах занятий с детьми: чтение книг или рассматривание книг с картинками, рассказ историй, пение песен, прогулка за пределами дома, жилого комплекса или двора, игры с детьми, обучение их называниям предметов, счету или рисованию предметов.

Почти три четверти (72,1 процента) детей в возрасте до пяти лет занимались с взрослым членом домохозяйства более, чем четырьмя видами деятельности, содействующими получению знаний и подготовке к школе (таблица CD.2), в течение трех дней до проведения обследования. Среднее число видов деятельности, которыми взрослые занимались с детьми, составило 4,4. При этом участие отца в таких видах деятельности было весьма ограниченным и составило 0,7 вида, а доля детей, с которыми отцы занимались одним или более обучающими и развивающими видами деятельности, составила лишь 2,8 процента. При этом, пятая часть (21,6 процента) детей в возрасте 36-59 месяцев проживало в домохозяйствах без родного  отца.

Доля детей в возрасте 36-59 месяцев, с которыми матери занимались одним или более обучающими и развивающими видами деятельности в течение трех дней до проведения обследования, составила 29,7 процента, т.е. более чем в десять раз превысила долю детей, где занятия проводились с отцовским участием. Число видов деятельности, которыми матери занимались с детьми, составило 2,8. Следует подчеркнуть, что доля детей в возрасте 36-59 месяцев, проживающих в домохозяйствах отдельно от своей биологической (родной) матери, высока и составила 14,1 процента.


Таблица CD.2: Поддержка в обучении

Процентная доля детей в возрасте 36–59 месяцев, проживающих в домохозяйствах, где взрослые члены в течение последних трех дней участвовали в деятельности, содействующей обучению и подготовке к школе, и участие в данном процессе со стороны биологических отцов и матерей, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей, с которым взрослые члены домохозяйства занимались четырьмя и более видами деятельности1

Среднее число видов деятельности, которыми занимались с детьми взрослые члены домохозяйства

Процентная доля детей, проживающих с:

Число детей в возрасте 36-59 месяцев

Процентная доля детей, с которым биологические отцы занимались четырьмя и более видами деятельности2

Среднее число видов деятельности, которыми занимались с детьми биологические отцы

Число детей в возрасте 36-59 месяцев, проживающих со своими биологическими отцами

Процентная доля детей, с которым биологические матери занимались четырьмя и более видами деятельности3

Среднее число видов деятельности, которыми занимались с детьми биологические матери

Число детей в возрасте 36-59 месяцев, проживающих со своими биологическими матерями

Биологический отец

Биологическая мать

                       

Всего

72,1

4,4

78,4

85,9

1770

2,8

0,7

1387

29,7

2,4

1521

                       

Пол

                     

Мужской

74,0

4,4

78,3

85,3

900

3,2

0,8

705

28,6

2,3

768

Женский

70,1

4,3

78,4

86,6

870

2,4

0,7

682

30,9

2,4

753

Область

                     

Баткенская

43,2

3,0

73,3

82,6

170

2,4

0,6

124

27,7

2,0

140

Джалал-Абадская

87,7

5,0

68,2

79,5

362

4,2

1,1

247

34,3

2,6

288

Иссык-Кульская

69,0

4,1

85,5

87,2

112

0,8

0,5

96

21,1

2,2

98

Нарынская

76,5

4,6

80,3

84,9

92

9,4

1,2

74

26,4

2,4

78

Ошская

76,9

4,5

75,2

82,8

399

1,7

0,5

300

15,7

1,8

331

Таласская

61,6

4,1

89,0

91,9

144

1,7

0,8

128

23,9

2,0

132

Чуйская

64,3

4,1

84,8

89,3

273

1,8

0,3

232

35,5

2,6

244

город Бишкек

79,6

4,9

85,9

97,2

150

3,8

1,2

128

62,8

4,0

145

город Ош

68,6

4,2

84,1

95,7

67

1,6

0,5

57

27,6

2,6

64

Местность

                     

Городская

74,5

4,5

79,8

92,3

482

4,2

0,8

385

43,4

3,0

445

Сельская

71,2

4,3

77,8

83,6

1288

2,3

0,7

1002

24,6

2,1

1077

Возраст

                     

36-47 месяцев

69,2

4,2

78,9

86,5

925

3,3

0,8

730

29,4

2,3

800

48-59 месяцев

75,3

4,5

77,8

85,3

845

2,3

0,7

657

30,0

2,4

721

Образование материa

                     

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

29

(*)

(*)

24

(*)

(*)

23

Основное общее

69,6

4,1

84,0

90,0

200

0,0

0,4

168

23,8

2,0

181

Полное общее

70,7

4,3

74,1

82,1

801

2,1

0,7

593

23,6

2,1

658

Профессиональное начальное/среднее

74,0

4,4

75,4

81,1

313

3,6

0,7

236

29,0

2,3

254

Высшее

78,2

4,8

85,8

95,3

426

5,0

1,0

366

45,9

3,2

406

Образование отца

                     

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

12

(*)

(*)

12

(*)

(*)

12

Основное общее

62,4

4,1

100,0

99,0

158

0,2

0,6

158

20,9

2,2

157

Полное общее

70,5

4,3

100,0

97,2

706

2,1

0,8

706

27,7

2,4

687

Профессиональное начальное/среднее

74,9

4,6

100,0

97,4

193

4,4

0,9

193

36,3

2,9

188

Высшее

78,5

4,7

100,0

99,7

318

8,1

1,3

318

49,6

3,3

317

Отец в домохозяйстве не проживает

73,7

4,3

0,0

42,0

383

нп

нп

нп

нп

нп

нп

Квинтили по индексу благосостояния

                   

Беднейший

62,8

3,9

74,8

82,5

419

2,4

0,7

313

17,4

1,9

345

Второй

70,9

4,3

79,1

85,4

406

2,5

0,7

321

23,4

2,1

346

Средний

77,9

4,5

75,2

83,8

367

2,1

0,7

276

32,2

2,4

307

Четвертый

78,2

4,6

83,9

87,6

311

3,3

0,7

261

34,3

2,5

273

Богатейший

73,4

4,6

80,6

93,0

268

4,5

0,9

216

49,8

3,3

249

Родной язык  главы домохозяйства

                   

Кыргызский

71,5

4,3

77,6

83,4

1384

2,7

0,8

1074

28,7

2,3

1154

Русский

86,9

5,1

83,5

95,0

68

(11,8)

(0,9)

57

59,5

3,8

65

Узбекский

81,3

4,6

79,9

94,6

231

1,6

0,7

184

29,0

2,5

218

Другое

46,0

3,4

82,1

95,5

86

0,4

0,4

71

25,3

2,0

82

1 Показатель МИКО 6.2 -  Поддержка в обучении

2 Показатель МИКО 6.3 -  Поддержка в обучении со стороны отца

3 Показатель МИКО 6.4 -  Поддержка в обучении со стороны матери

a Базовая характеристика "Образование матери" относится к уровню образования респондента для Вопросника о детях до 5 лет и охватывает матерей и лиц, осуществляющих основной уход, с которыми проводится интервью, если мать не числится в том же домохозяйстве. Поскольку показатель 6.4 говорит о поддержке в обучении со стороны биологической матери, данная базовая характеристика относится к уровню образования только биологических матерей при расчете для соответствующего показателя.

нп – неприменимо

                     


Существенных различий в значении показателей развития и обучения детей в домохозяйстве в зависимости от пола ребенка не наблюдается. Отмечаются существенные различия по регионам и признаку социально-экономического положения: наиболее высокий уровень участия взрослых в совместной деятельности с детьми зафиксирован в Джалал-Абадской области (87,7 процента), наиболее низкий – в Баткенской области (43,2 процента).  Процент детей, с которыми взрослые члены домохозяйства занимались четырьмя и более видами деятельности, увеличивается с возрастом ребенка.

Чтение книг в раннем возрасте не только обеспечивает знакомство ребенка с печатным словом, но и дает ребенку возможность общения с другими членами домохозяйства (например, со старшими братьями или сестрами) во время выполнения школьной домашней работы. Наличие книг в доме имеет важное значение с точки зрения школьной успеваемости. Матерей (или опекунов) детей в возрасте до 5 лет, спрашивали, сколько в доме имеется находящихся в распоряжении ребенка книг для детей или книг с картинками, предметов домашнего обихода или предметов, найденных на улице, самодельных игрушек и игрушек, купленных в магазине.

В Кыргызстане 27,3 процента детей в возрасте 0-59 месяцев проживают в домохозяйствах, где у ребенка имеется как минимум три детские книги (таблица CD.3). Число детей, проживающих в домохозяйствах с 10-ю или более книгами снижается до 8,4 процента. При этом гендерные различия практически отсутствуют. Однако очевидно, что сельские дети имеют более ограниченный доступ к книгам для детей, чем дети, проживающие в городских домохозяйствах. Доля детей в возрасте до 5 лет, имеющих три или более книг для детей, в городской местности составляет 39,6 процента, по сравнению с 22,1 процента - в сельской местности. Наличие в доме книг для детей положительно коррелирует с возрастом ребенка: в домохозяйствах, где проживает 37,5 процента детей в возрасте 24-59 месяцев, имеется три или более книг для детей; аналогичный показатель для детей в возрасте 0-23 месяцев составляет 12,3 процента.

Что касается детей, имеющих 10 или более детских книг, то здесь отмечается почти аналогичная ситуация: в городских домохозяйствах их значительно больше, чем в сельских, и у детей в возрасте 24-59 месяцев их также больше, чем у детей в возрасте 0-23 месяца. Но здесь гендерные различия более существенны: доля мальчиков (9,0 процента), имеющих 10 и более детских книг, выше, чем доля девочек (7,8 процента), т.е. на 15 процентов выше.

Среди регионов следует выделить Ошскую область, где наименьшая доля детей располагает тремя детскими книгами (11,9 процента). Ситуация с нехваткой книг наиболее характерна для домохозяйств беднейшего квинтиля, а также детей, чьи матери имеют низкий уровень образования. Наиболее низкие показатели (20 процентов) наличия у детей детских книг приходятся на домохозяйства, где родным языком главы домохозяйства является узбекский.


Таблица CD.3: Учебные пособия

Процентная доля детей в возрасте до 5 лет в разбивке по числу имеющихся в домохозяйстве книг для детей и типу предметов, с которыми играет ребенок, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей, проживающих

в домохозяйстве, где для ребенка имеется:

Процентная доля детей, играющих с:

Число детей в возрасте до 5 лет

3 или более книг для детей1

10 или более книг для детей

Самодельными игрушками

Игрушками из магазина / игрушками фабричного производства

Предметами домашнего обихода / предметами, найденными на улице

Два или более типов предметов для игр2

               

Всего

27,3

8,4

32,0

93,2

48,2

59,3

4577

               

Пол

             

Мужской

26,9

9,0

33,1

93,6

48,2

59,9

2342

Женский

27,6

7,8

30,8

92,8

48,1

58,7

2235

Область

             

Баткенская

37,2

5,7

45,2

90,7

63,8

75,1

408

Джалал-Абадская

21,8

4,5

52,3

97,9

42,4

61,8

956

Иссык-Кульская

22,9

5,3

9,4

90,8

36,7

39,5

264

Нарынская

30,6

4,4

41,8

96,4

53,3

67,2

195

Ошская

11,9

1,6

41,2

93,0

32,8

53,1

1015

Таласская

23,8

4,4

5,0

92,9

78,3

79,3

352

Чуйская

39,7

23,0

22,1

91,6

67,9

70,7

715

город Бишкек

46,8

18,7

10,1

91,7

35,7

37,9

474

город Ош

28,3

5,8

16,2

86,7

37,4

40,0

198

Местность

             

Городская

39,6

12,7

21,0

91,5

41,4

48,4

1360

Сельская

22,1

6,6

36,6

93,9

51,0

63,9

3217

Возраст

             

0-23 месяца

12,3

3,4

21,4

84,8

30,6

38,8

1868

24-59 месяцев

37,5

11,9

39,3

99,0

60,3

73,5

2709

Образование матери

           

Нет образования/Начальное

(7,0)

(3,8)

(52,1)

(89,5)

(63,1)

(66,6)

58

Основное общее

17,0

3,3

34,2

92,5

45,5

55,7

529

Полное общее

19,3

3,7

35,9

93,3

46,9

60,0

2102

Профессиональное начальное/среднее

32,8

13,0

29,6

93,8

54,1

63,4

732

Высшее

43,9

16,7

24,4

93,2

47,2

56,8

1155

Квинтиль по индексу благосостояния

           

Беднейший

14,7

1,5

37,2

94,1

51,0

62,5

986

Второй

14,7

2,1

40,8

94,0

49,7

64,4

1039

Средний

24,2

4,4

32,2

92,9

47,5

59,7

951

Четвертый

36,8

14,8

24,6

92,8

45,6

54,1

823

Богатейший

53,6

23,7

21,1

91,8

46,1

53,5

778

Родной язык  главы домохозяйства

           

Кыргызский

26,5

7,2

31,6

92,9

48,9

60,1

3534

Русский

67,5

48,4

16,4

94,4

64,0

66,8

180

Узбекский

20,0

2,8

36,6

93,8

34,5

50,3

656

Другое

28,9

11,6

38,8

94,8

65,2

69,1

205

1 Показатель МИКО  6.5 - Наличие книг для детей                    

2 Показатель МИКО 6.6 -  Наличие предметов для игр

Данные Таблицы CD.3 показывают, что 59,3 процента детей в возрасте 0-59 месяцев имеют у себя дома два или более типов предметов для игр. Предметы для игр в обследовании MИКО включают: самодельные игрушки (такие, как куклы и машинки или другие игрушки, сделанные дома), игрушки из магазина и предметы домашнего обихода (такие, как миски и кастрюли) или предметы и материалы, найденные на улице (такие, как палки, камешки, ракушки или листья). Интересно отметить, что 93,2 процента детей играют с игрушками, купленными в магазине, процентная доля детей, играющих с самодельными игрушками, составляет 32,0 процента. Гендерного различия среди детей, имеющих два или более типов предметов для игр, не наблюдается. Имеются различия по этому показателю между городскими поселениями и сельской местностью, причем в пользу сельских домохозяйств (48,4 процента – в городах и 63,9 процента – в селах). Но уровень образования матери и доход домохозяйств здесь не оказывает существенного влияния. Наименьшее детей, играющих с двумя или более типами предметов, отмечено в Иссык-Кульской области (39,5 процента), а также в городах Бишкек и Ош (37,9 процента и 40,0 процента соответственно).

Как известно, оставление детей одних или в присутствии других детей раннего возраста увеличивает вероятность несчастного случая[3]. В ходе обследования MИКО задавалось два вопроса для того, чтобы выяснить, оставались ли дети в возрасте 0-59 месяцев одни в течение недели до проведения опроса и оставались ли они под присмотром других детей в возрасте до 10 лет. 

Данные таблицы CD.4 показывают, что в течение недели до проведения опроса 4,1 процента детей в возрасте 0-59 месяцев оставались под присмотром других детей, а 1,0 процента оставались дома одни. Результаты расчета путем объединения этих двух показателей показывают, что 4,5 процента детей в течение недели до проведения обследования оставались дома без надлежащего присмотра, т. е. оставались либо одни, либо под присмотром другого ребенка младше 10 лет.

При этом различия по признаку пола ребенка, а также месту проживания отсутствуют. Дети в возрасте 24-59 месяцев (6,3 процента) оставались без надлежащего присмотра чаще, чем дети в возрасте 0-23 месяца (2,0 процента). Различия по признаку социально-экономического положения домохозяйства и образованию матери невелики. По регионам выделяются Джалал-Абадская и Нарынская области, где, соответственно, 10,6 процента и 8,5 процента детей в возрасте до 5 лет в течение последней недели оставались без надлежащего присмотра.

Таблица CD.4: Ненадлежащий присмотр

Процентная доля детей в возрасте 36-59 месяцев, которые посещают ту или иную организованную программу обучения в раннем возрасте, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей в возрасте до 5 лет, которые:

 

В течение  последней недели оставались дома одни

В течение последней недели оставались под присмотром другого ребенка  в возрасте до 10 лет

В течение последней недели оставались без надлежащего присмотра1

Число детей в возрасте до 5 лет

         

Всего

1,0

4,1

4,5

4577

         

Пол

       

Мужской

1,0

4,3

4,7

2342

Женский

1,0

3,9

4,3

2235

Область

       

Баткенская

1,5

4,1

4,8

408

Джалал-Абадская

1,9

9,8

10,6

956

Иссык-Кульская

0,3

1,4

1,4

264

Нарынская

0,2

8,5

8,5

195

Ошская

0,0

1,1

1,1

1015

Таласская

0,7

1,0

1,1

352

Чуйская

1,8

2,5

3,4

715

город Бишкек

0,3

3,4

3,4

474

город Ош

2,0

4,4

4,7

198

Местность

       

Городская

1,1

4,6

5,1

1360

Сельская

1,0

3,9

4,3

3217

Возраст

       

0-23 месяца

0,6

1,6

2,0

1868

24-59 месяцев

1,3

5,8

6,3

2709

Образование матери

       

Нет образования/Начальное

(3,8)

(3,8)

(3,8)

58

Основное общее

0,9

2,2

3,0

529

Полное общее

1,0

4,8

5,0

2102

Профессиональное начальное/среднее

1,1

5,1

5,6

732

Высшее

0,8

3,1

3,6

1155

Квинтиль по индексу благосостояния

       

Беднейший

1,4

5,9

6,1

986

Второй

1,1

4,0

4,5

1039

Средний

0,2

2,6

2,7

951

Четвертый

1,3

3,5

3,8

823

Богатейший

1,1

4,5

5,4

778

Родной язык  главы домохозяйства

       

Кыргызский

0,9

4,7

4,9

3534

Русский

2,7

1,5

3,0

180

Узбекский

0,9

2,5

2,8

656

Другое

1,5

2,2

3,7

205

1 Показатель МИКО 6.7 - Ненадлежащий присмотр

Индекс детского развития в раннем возрасте

Развитие в раннем детстве определяется как закономерный, предсказуемый и непрерывный процесс, во время которого ребенок учится овладевать более сложными движениями, навыками мышления, разговорной речи, эмоционального переживания и взаимодействия с другими людьми. Физический рост, навыки чтения и счета, социально-эмоциональное развитие и готовность к обучению - жизненно важные области общего развития ребенка, которые являются основой его дальнейшей социализации и развития как человека[4].

В рамках программы МИКО был разработан специальный модуль из 10 пунктов для расчета индекса детского развития в раннем возрасте - ИДРРВ. Данный показатель основан на некоторых стандартных критериях, которым соответствует ребенок, развивающийся также как и большинство детей данной возрастной группы. Главное предназначение ИДРРВ - служить основой для выработки политики, касающейся состояния развития детей в Кыргызстане.

Каждый из 10 пунктов используется для оценки каждой из четырех областей для определения того, развивается ли ребенок в данной области в соответствии с возрастом. К областям, о которых идет речь, относятся следующие:

  • Навыки чтения и счета: дети считаются развивающимися в соответствии с возрастом в зависимости от того, могут ли они знать/назвать как минимум десять букв алфавита, могут ли они прочитать как минимум четыре простых и наиболее употребительных слова и, наконец, знают ли они названия чисел от 1 до 10 и узнают ли их обозначения. Если, как минимум, два из этих признаков верны, ребенок считается развивающимся в соответствии с возрастом.
  • Физическое развитие: если ребенок может взять двумя пальцами мелкий предмет, например, поднять палочку или камешек с земли, и если его мать/ лицо, осуществляющее уход за ним, не сообщают, что ребенок иногда чувствует себя слишком больным, чтобы играть, то считается, что это физическое развитие ребенка происходит в соответствии с его возрастом.
  • В области социально-эмоционального развития дети считаются развивающимися в соответствии с возрастом, если верны два из следующих высказываний: ребенок ладит с другими детьми; ребенок не пинает, не кусает и не бьет других детей; ребенок не отвлекается с легкостью от того, чем занимается в данный момент.
  • Познавательное развитие: если ребенок следует простым указаниям о том, как правильно сделать что-либо и/или, когда ему предлагают что-либо сделать, способен сделать это самостоятельно, то считается, что способность ребенка к навыкам познания находится в соответствии с возрастом.

ИДРРВ далее рассчитывается как процентная доля детей, которые развиваются в соответствии с возрастом как минимум в трех из указанных четырех областей. Результаты по этому разделу представлены в таблице CD.5.  

Таблица CD.5: Индекс детского развития в раннем возрасте

Процентная доля детей в возрасте 36-59 месяцев, которые посещают ту или иную организованную программу обучения в раннем возрасте, Кыргызская Республика, 2014

 

Процентная доля детей в возрасте 36-59 месяцев, которые развиваются в соответствии со своим возрастом в указанных областях:

Значение индекса детского развития в раннем возрасте1

Число детей в возрасте 36-59 месяцев

 

Навыки чтения и счета

Физическое развитие

Социально-эмоциональное развитие

Познавательное развитие

             

Всего

14,5

95,5

82,5

91,2

78,3

1770

             

Пол

           

Мужской

12,3

96,7

81,9

90,8

76,1

900

Женский

16,8

94,3

83,2

91,6

80,6

870

Область

           

Баткенская

10,3

97,0

83,4

95,0

81,2

170

Джалал-Абадская

7,1

95,9

89,3

94,4

87,1

362

Иссык-Кульская

8,5

93,9

86,7

95,9

81,6

112

Нарынская

19,5

90,4

85,0

96,5

80,5

92

Ошская

9,0

93,3

79,9

82,0

69,6

399

Таласская

16,1

97,2

84,3

96,6

84,9

144

Чуйская

22,7

97,8

78,5

91,3

73,5

273

город Бишкек

36,1

97,3

85,8

92,3

87,4

150

город Ош

16,5

95,3

54,2

89,9

52,0

67

Местность

           

Городская

23,4

95,5

79,9

92,4

78,3

482

Сельская

11,2

95,5

83,5

90,8

78,3

1288

Возраст

           

36-47 месяцев

8,8

92,6

79,0

87,4

73,0

925

48-59 месяцев

20,7

98,6

86,4

95,4

84,1

845

Посещение программы обучения детей раннего возраста

           

Посещают

26,8

96,9

82,5

91,7

79,8

401

Не посещают

10,9

95,1

82,5

91,0

77,9

1369

Образование матери

           

Нет образования/Начальное

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

29

Основное общее

10,2

95,7

81,3

87,6

70,1

200

Полное общее

9,6

95,4

82,4

89,9

77,2

801

Профессиональное начальное/среднее

21,2

95,7

82,3

93,3

80,8

313

Высшее

21,4

96,0

83,3

94,0

81,8

426

Квинтиль по индексу благосостояния

           

Беднейший

6,1

94,7

83,3

87,6

76,5

419

Второй

8,3

95,0

85,5

92,7

80,3

406

Средний

13,6

95,7

77,1

91,5

73,0

367

Четвертый

18,7

96,9

83,4

94,0

79,3

311

Богатейший

33,5

95,5

83,2

90,9

84,3

268

Родной язык  главы домохозяйства

           

Кыргызский

13,9

95,1

83,6

90,9

79,2

1384

Русский

38,6

100,0

81,6

93,9

79,7

68

Узбекский

11,2

95,8

76,9

91,3

72,3

231

Другое

15,0

97,6

80,2

93,2

77,9

86

1 Показатель МИКО 6.8 - Индекс детского развития в раннем возрасте

В Кыргызстане ИДРРВ составляет 78,3 процента, т.е. более трех четвертей детей в возрасте 36-59 месяцев развиваются в соответствии с возрастом. Данный индекс среди девочек составил 80,6 процента, среди мальчиков - 76,1 процента. Поскольку приобретаемые детьми навыки совершенствуются с возрастом, как и ожидалось, ИДРРВ выше среди детей более старших возрастных групп и равен 84,1 процента среди 48-59-месячных по сравнению с 73,0 процента - среди 36-47-месячных. В ходе обследования установлено, что дети, проживающие в очень бедных домохозяйствах, имеют более низкий (76,5 процента) ИДРРВ, чем дети с самым высоким уровнем благосостояния (84,3 процента). 

Анализ четырех областей детского развития показывает, что 95,5 процента детей развиваются в соответствии с возрастом в сфере физического развития, 91,2 процента - в области познавательных навыков. Достаточно высокий уровень достигнут и в сфере социально-эмоционального развития - 82,5 процента. Однако этот же показатель намного ниже для навыков чтения и счета - 14,5 процента. В области навыков чтения и счета высокий показатель ассоциируется с проживанием в состоятельном домохозяйстве, посещением программы обучения детей раннего возраста и более старшим возрастом. Так, 26,8 процента детей, посещающих какие-либо организованные программы обучения детей раннего возраста развиваются в соответствии со своим возрастом в области навыков чтения и счета, по сравнению с 10,9 процента детей, не посещающих такие программы.


[1]Грэнтэм-Макгрегор, Ы и соавт. 2007. Развивающий потенциал в первые 5 лет для детей в развивающихся странах. Ланцет 369: 60-70
Бельский, Дж и соавт. 2006. Социально-экономического риска, воспитание детей в дошкольном возрасте и здоровье ребенка возраста 6 лет. Европейский журнал общественного здоровья 17(5): 511-2.

[2]UNICEF. 2002. Мир, пригодный для жизни детей " принята Генеральной Ассамблеей ООН на 27-й специальной сессии 10 мая 2002 года: 2

[3]Grossman, DC. 2000. История увечий и эпидемиологии детского и подросткового травматизма. Будущее детей, 10(1): 23-52..

[4]Shonkoff, J and Phillips, D (eds). 2000. From neurons to neighborhoods: the science of early childhood development. Committee on Integrating the Science of Early Childhood Development, National Research Council, 2000.